Техническое задание на разработку сайта
Эта статья является логическим продолжением двух предыдущих статей: "Бриф на разработку сайта" и "Прототипирование сайта – важный этап" Все три статьи помогут в успешном прохождении видео-курса "Своя Web-студия за 55 дней"
Бесконечный спор о том, кто должен писать техническое задание на разработку сайта, клиент или исполнитель, не имеет смысла. Пишет тот, кто понимает, как грамотно и понятно сформулировать требования к сайту и в редких исключениях, этим кто-то является заказчик. Заказчика должен предоставить тексты и фотографии.
Обычно заказчик показывает чей-то сайт и говорит: "Сделайте, как там и добавьте вот это. Сколько это будет стоить?" Как вы уже догадались, что техническое задание на создание сайта, ложится на плечи Web-студии.
Web-студия сама себе пишет требования на сайт и сама выполняет, попутно обговаривая и утверждая детали проекта с заказчиком. Ситуация сама по себе абсурдная – сначала надо выслушать весьма противоречивые пожелания заказчика, приземлить их к реальности, написать ТЗ на сайт, ответить на вопросы по ТЗ и выполнять требования в ТЗ к сайту.
Составление технического задания для сайтов в Web-студии должен заниматься менеджер проектов, если это крупная студия. Владелец же маленькой студии, все вопросы, связанные с клиентами решает сам.
И не только с клиентами, надо уметь писать ТЗ для дизайнеров, программистов, специалистов по рекламе и даже для верстальщиков (задания по анимации, интерактивности), для последнего одним PSD-файлом не всегда обойдешься. Причём фразу "Уметь писать" не стоит воспринимать буквально, она не означает, что надо писать несколько страниц мелким шрифтом.
Желательно "мелкий шрифт" немного разбавить информативными скриншотами со всякими стрелочками и подсказками. Надо быть современным, при общении с дизайнером, меньше слов, а больше рисованных элементов в mockup программах. Визуально все воспринимается как-то намного легче.
Как правило техническое задание на разработку сайта актуально для более менее крупных проектов, а не для лендингов и сайтов-визиток. ТЗ для сайта – обычно это Word-документ, где четко расписано, что и как будет делаться, на какой CMS, что с дизайном? После утверждения с заказчиком, документ распечатывается и подписывается двумя сторонами.
Какой смысл так заморачиваться? На самом деле – это очень важный документ как для заказчика, так и исполнителя. Он защищает обоих от недобросовестных претензий друг к другу и желанию где-то схалтурить.
Например, Web-студия сдала сайт заказчику без модуля карты проезда или посадила сайт не на WordPress, а на другую CMS. В таком случае заказчик смело ссылается на ТЗ для сайта и исполнитель уже не может сказать, что мы неправильно поняли друг друга.
Но чаще всего проблемы возникают как раз со стороны заказчика. Заказчик – человек случайный, ему не надо беспокоиться о своей репутации в бизнес среде. Пока Web-студия разрабатывала сайт и вот он уже почти готов, вдруг "просыпается" заказчик и начинает просить добавить на сайт какой-нибудь мега полезный функционал. Тогда исполнитель машет документом перед лицом заказчика и просит показать, а где это написано?
Нужно придерживаться такого негласного правила, чем сложнее и дороже проект, тем тщательнее следует прорабатывать техническое задание на разработку сайта. ТЗ на сайт должен быть реальным, а не формальным. Ведь переделки дорого обойдутся.
С простенькими проектами, стоимостью до 25 тысяч, можно обойтись просто e-mail договоренностью. Исполнитель отправляет e-mail с составленным ТЗ на сайт заказчику и если заказчик соглашается, то этого уже достаточно. Ни в коем случае не обговаривайте ТЗ только в устной форме, всегда оставляйте письменный след. Это касается не только ТЗ, а все этапы создания сайта.
Что должно быть в ТЗ сайта:
- Структура вложенности страниц сайта
- Структура данных
- Описание ролей пользователей
- Функциональные требования
- Требования к дизайну
- Требования к верстке
- Выбор CMS
- Сроки разработки сайта
Примеры ТЗ на разработку сайта без труда можно скачать в интернете, останется только исправить их под свои задачи.
Просматривая примеры ТЗ на разработку сайта, написанные заказчиками, некоторые формулировки расплывчаты, например.
"..Хотим удобную панель управления.."
Удобная – это понятие субъективное, добейтесь от заказчика конкретики, что для него значит "удобная", яркий цвет, крупный шрифт?
"..Сделайте современный дизайн.."
В ТЗ обычно дизайн не описывается, можно описать только измеримые параметры дизайна: цвета, шрифты, изображения.
Внимание! На лендинги не надо составлять ТЗ! Достаточно брифа и прототипа для дизайнера.
-
- Михаил Русаков
Комментарии (0):
Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.