Бриф на разработку сайта
В видео-курсе "Своя Web-студия за 55 дней" я больше фокусировался на практике, поскольку для тех, кто хочет иметь собственную Web-студию, при полном отсутствии практического опыта, от теории проку мало. И все-таки с некоторой терминологией, звучащей в моём курсе, я хотел бы вас ознакомить более подробно.
Самый первый контакт с заказчиком происходит, после оставления заявки на разработку сайта. Предложите заказчику в этой заявке коротко описать, как он представляет свой сайт, какие задачи его сайт должен выполнять. Попросите его прислать примеры чужих сайтов, на которые должен быть похож его будущий сайт как по функционалу, так и по дизайну.
Почему надо спрашивать у заказчика предварительно короткое описание для сайта? Да, чтобы не задавать ему лишних вопросов в брифе. А то заказчик может испугаться, когда увидит эту длинную "портянку" на несколько страниц. Только после получения первоначальных данных, просите заказчика заполнить бриф на разработку сайта. Ведь очевидно, что вопросы в брифе на разработку сайта-визитки будут существенно отличаться, например от вопросов на разработку интернет-магазина.
Приступая к заполнению брифа, заказчик уже должен знать ориентировочную, а лучше точную стоимость сайта. Поймите, что психологически человек не готов потратить 1-2 часа своего времени, развернуто отвечая на большое кол-во вопросов, чтобы просто узнать цену. Но в то же время, вы не можете сказать клиенту точную цену, пока не получите бриф на сайт от заказчика.
Как же решить это противоречие?
Пока вы только начинаете деятельность, как владелец Web-студии, займите определенную нишу, например делайте только сайты-визитки. Разбейте их на три категории с фиксированными ценами. Например первый – с шаблонным дизайном, второй – с уникальным дизайном, а третий – если у сайта будет большой объем контента.
Если хотите браться за любые сайты, то цены ставьте ориентировочные, которые станут точными, только после заполнения брифа заказчиком.
Многие начинающие веб-разработчики путают бриф и техническое задание или сокращенно ТЗ. Давайте разбираться, чтобы не плавать в терминологии. Это нужно не для того, чтобы выглядеть компетентным в глазах заказчика, просто поверьте, что заказчик очень далек от мира веб-терминологии. Это нужно вам для успешного поиска исполнителей на фриланс-биржах.
Что такое бриф?
Бриф на сайт – это опросник или анкета в виде отдельного Word-документа или формы прямо на вашем сайте, которую должен заполнить сам заказчик. Все вопросы, ответы на которые вы хотите получить от заказчика, вы придумываете сами или подгоняете под себя уже готовые шаблонные варианты, их легко можно найти в интернете. Маловероятно, что скачанный вами пример брифа будет на 100% отвечать вашим нуждам, не копируйте все подряд.
Смысл брифа – это задать вопросы таким образом, чтобы получить полную картину в деталях, какой же сайт нужен клиенту. Старайтесь избегать вопросов, ставящих клиента в тупик. Помните о том, что подавляющее большинство заказчиков очень далеки от мира веб-разработки.
Примеры тупых вопросов в брифе
Выберите минимальное разрешение макета (800x600, 1024x768, 1280x960)
Заказчик вообще не поймет, о чем вы его спрашиваете. Он даже не знает, что такое макет, не говоря уже о разрешении.
Сообщите технические параметры хостинга, где планируется размещение сайта?
Дорогие владелецы Web-студий! Не грузите голову клиента никакими хостингами. К вам обращаются люди и платят за то, чтобы вы решали их проблемы, а не заставляли их погружаться в хитросплетения параметров хостинга. Выберите сами хостинг-компанию с оптимальным тарифным планом для заказчика и проинформируйте его о предстоящих расходах на хостинг. Тем более, что скорее всего, размещением сайта заказчика в интернете, будет заниматься ваша студия.
Нужна ли Flash-заставка при загрузке сайта
Такой вопрос вообще работает против вас. А если заказчик скажет да, хорошо если осознанно, а не просто - пусть будет. Что тогда? У вас же стоит фиксированная цена на разработку. Дополнительный найм flash-разработчика может съесть всю вашу прибыль. Или вы сами должны бесплатно сделать эту flash-заставку или запросить у клиента дополнительные деньги. Нет уж, так дела не делаются. Поймите, что ваши вопросы в брифе, не должны ни в коем случае привести к удорожанию цены для клиента или лишения вас прибыли.
Цена пакета основана на точном расчете, на те или иные работы. Вопросы в брифе должны уточнять какой цвет, размер, где разместить фотографии и все в таком духе.
Есть ли у вас идеи, которые вы хотите воплотить в дизайне?
Если заказчик выбрал пакет с шаблонным дизайном, то подобный вопрос – чистой воды издевательство. Отсюда вывод, что для каждого варианта пакета надо составить отдельный бриф.
Что такое ТЗ (техническое задание)
Это конкретное описание разрабатываемого сайта по содержанию структуре, дизайну и функционалу, сделанное на основании заполненного брифа заказчиком. Техническое задание на разработку сайта делает исполнитель и согласовывает его с заказчиком, который должен своей подписью подтвердить, что исполнитель правильно понял задачи заказчика. В составлении ТЗ на разработку сайта заинтересован исполнитель (web-студия), чтобы пресечь попытки заказчика заставить исполнителя сделать что-нибудь сверху оговоренного в ТЗ.
-
- Михаил Русаков
Комментарии (2):
Михаил, я не совсем разобрался. Я думал, что Вы покажите пример того, как делать брифы. А тут просто сплошная теория. Я ожидал большего. К тому же я Вас как то спросил, "как делать бриф для заказчика?", но ответа не получил. Может Вы всё таки напишите статью, как сделать бриф лендега на заказ для заказчика, но только уже не словами, а например, в видеороке. С уважением, Сергей.
Ответить
В качестве примера Вы можете найти в интернете пару, тройку готовых брифоф на лендинги и на их основе, составить свой в обычном Word-документе. Это очень просто, сама так делаю.
Ответить
Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.